🕶 Персоны

Андрей Ставницер // Что известно про бизнесмена, который хочет взять в концессию Одесский морвокзал

Андрей Ставницер // Что известно про бизнесмена, который хочет взять в концессию Одесский морвокзал

Фото: Wikipedia

Будущее Одесского морвокзала, о скорой передаче которого в частные руки говорят уже достаточно давно, похоже, начинает постепенно вырисовываться: о своих планах на объект заявил крупный одесский бизнесмен Андрей Ставницер, совладелец и бывший гендиректор группы компаний «Трансинвестсервис», или ТИС — по сути, частного порта в акватории государственного порта Южный в Аджалыкском лимане. Как прокомментировал сам Ставницер, Украине не нужно такое количество портов, поэтому более мелкие можно закрыть, а некоторые переформатировать в туристические зоны и яхт-клубы. Судя по всему, при удачном для ТИС стечении обстоятельств компания будет делать упор именно на рекреационную функцию побережья. 

Декларация Ставницера о намерении приложить руку к приватизации Одесского порта стала для нас поводом более подробно разобраться в том, что же представляет собой один из самых публичных одесских бизнесменов.

Андрей Ставницер: портрет на фоне порта

Говорим «Андрей Ставницер» – подразумеваем группу ТИС: унаследовав долю в частном порту от своего отца, ныне покойного Алексея Ставницера, Андрей руководит и владеет портом вместе с партнерами: братом Егором Гребенниковым и депутатом облсовета Олегом Кутателадзе

Помимо, собственно, портовых терминалов группы ТИС («ТИС-уголь», «ТИС-руда» и т. п.) Ставницеру и его компаньонам принадлежат доли в зерновом терминале Neptune, буксирном операторе P&O Maritime Ukraine и инвестиционной компании SD-Capital. Кроме всего прочего бизнесмен является совладельцем ресторана Fratelli, радиостанции MORE.FM и организатором зерновой конференции Grain Ukraine. Преуспел портовый олигарх и в общественной деятельности – он является Почетным консулом Австрии в Одессе, а также входит в набсоветы Aspen Института в Киеве и Еврейской Конфедерации Украины.

В конце апреля 2021 года Андрей Ставницер покинул пост гендиректора ТИС (который занимал на протяжении 13 лет), но остался в списке бенефициаров и в наблюдательном совете компании.


Как мы уже говорили, Ставницер является лишь одним из совладельцев группы ТИС, однако именно его можно назвать публичным лицом группы: бизнесмен охотно дает интервью крупным украинским СМИ, в которых предстает эдаким бизнесменом новой волны. Он не стесняется называть себя «одесским парнем из хорошей семьи», напоминать, что получил престижное бизнес-образование в Великобритании, Швейцарии и Франции, а гендиректором ТИС стал всего в 25 лет. С состоянием в $215 млн Ставницер занимает 49-е место среди самых богатых украинцев, обойдя старшего брата Егора Гребенникова на 3 пункта (тот всего на 15 млн беднее). 

Андрей Ставницер позиционирует себя как «бизнесмена новой формации», отличающегося от коррумпированных постсоветских и «новоукраинских» олигархов: инвестор, меценат, нонконформист, избегающий атрибутов красивой жизни. Медийный портрет Ставницера крайне привлекателен – не в последнюю очередь за счет несомненной харизмы предпринимателя. 

Да и сам частный порт ТИС является одним из самых крупных и бурно развивающихся предприятий Одесской области: за 2020 год группа обработала 36,6 миллиона тонн грузов – в полтора раза больше, чем Одесский морской торговый порт.

Так что Ставницеру есть чем похвастаться. Хотя злые языки утверждают, что феноменальные успехи ТИС связаны в том числе с умением его владельцев находить общий язык с представителями высших эшелонов государственной власти.

Андрей Ставницер: скелеты в шкафу

Достаточно громкий скандал вокруг ТИСа разразился в 2016 году: СБУ обвинила руководство порта и Министерства инфраструктуры в преступном сговоре. Речь идет о приказе Мининфраструктуры № 316, которым ТИС получил хорошую скидку на оплату т. н. судового сбора с судов, идущих к его терминалам. В самом ТИСе и в министерстве это решение объясняли тем, что ранее, мол, ТИС потратился на дноуглубительные работы у своих причалов и теперь имеет право компенсировать затраты. В СБУ к этим аргументам отнеслись скептически: на ТИСе прошли обыски, суд даже арестовывал счета предприятия. Но в 2019 году прокуратура забрала дело у СБУ и передала его в полицию. Та сразу же пришла к выводу, что состав преступления в истории отсутствует и закрыла производство.

В том же 2016 году грянул новый скандал. На сей раз в связи с планами Мининфраструктуры и Одесского порта продать частникам 12 буксиров Одесского порта за 50 миллионов долларов. Если учесть, что каждый буксир в год приносит около 1,5 миллиона прибыли, сделка представляется довольно сомнительной – особенно с учетом того, что на половину суммы частникам планировали предоставить отсрочку на пять лет. Покупателем должна была стать фирма P&O Maritime, украинская «дочка» которой, P&O Maritime Ukraine, является крупным оператором на рынке буксирных услуг (около 80% всех операций по буксировке судов в порту Южном осуществляет именно данная компания). К слову, несмотря на международное название P&O Maritime Ukraine, ее реальными бенефициарами являются всё те же Ставницер, Гребенников и Кутателадзе. Тогда после вспыхнувшего скандала от сделки отказались.

В апреле 2020-го Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) обратилась к премьер-министру Украины с письмом, в котором указывала на то, что государственная «Укрзализныця» выставляет государственному же порту Черноморск куда менее выгодные тарифы, чем частному порту ТИС на перевозку железной руды, из-за чего грузы этой категории уходят из Черноморска частникам. ФРТУ попросила выравнять тарифы, на что Ставницер заявил, что если такое решение действительно будет принято, ТИС будет оспаривать его в суде. Судиться не пришлось – письмо транспортников осталось без внимания.

Самый свежий скандал датируется уже нынешним, 2021 годом, и связан он со внезапным увольнением с занимаемой должности директора порта Южный Сергея Ковшара. Официально причины увольнения так и не были озвучены, а неофициально СМИ пишут, что Ковшар вступил в сговор с группой ТИС с целью немного «пощипать» украинского олигарха №1 Рината Ахметова. Дескать, государственное и частное предприятие согласованно подняли цену на перевалку железной руды, что не могло не ударить по карману Ахметова. 

Все это, конечно, лишь слухи, однако некоторые факты указывают на то, что они не вполне безосновательны. Например, на место Ковшара тут же назначили Александра Олейника, которого считают близким к Ахметову из-за того, что он почти всю жизнь проработал в Мариупольском порту, считающемся вотчиной этого олигарха. А еще недавно на контролируемом Ахметовым канале «Украина» вышла серия откровенно «мочильных» видео про коррупционные схемы в порту ТИС. Разоблачения, если честно, получились так себе: журналисты не придумали ничего лучше, чем в очередной раз пережевать многократно пережеванные истории с портовыми сборами или то, что ТИС платит за аренду земли существенно меньше, чем другие промышленные предприятия. То есть ничего нового, и тем более интересно, почему эту осетрину не первой свежести решили подать зрителю именно сейчас?

Фото: Neptune

Кстати, один из фактов, озвученных в «разоблачениях» телеканала «Украина» действительно соответствует истине и является, мягко говоря, не самым приятным для Андрея Ставницера, позиционирующего себя как человека патриотических взглядов. Речь идет о связях группы ТИС с российским сырьевым трейдером Алексеем Федорычевым. По данным аналитической системы YouControl, этот олигарх лично (конечно же, с регистрацией в Монте-Карло) или через свою компанию Fedcominvest является конечным бенефициаром компаний ТИС, «ТИС-Зерно», «ТИС-Минудобрения», «ТИС-Руда», «ТИС-Уголь» и «ТИС-контейнерный терминал». Факт, опять же, не новый, но интересный. Особенно с учетом того, что в мае 2020 года президент Зеленский снял с Федорычева санкции, наложенные еще при Порошенко.

Ставницер VS Куцый

Весьма громкий скандал, в котором Ставницер сыграл одну из ключевых ролей, разразился весной 2020 года – вскоре после того, как бизнесмен якобы по поручению Зеленского возглавил в Одесской области волонтерский штаб по подготовке к борьбе с коронавирусом.

Дело было так. 16 марта Зеленский провел встречу с рядом крупнейших олигархов, среди которых был и Ставницер. Им было предложено скинуться на закупку всего необходимого, а для выстраивания взаимодействия между бизнесом и чиновниками на местах предлагалось создать те самые штабы.

В Одесской области получилось так себе: всего через неделю после начала работы штаба Ставницер обвинил губернатора Максима Куцего в фактическом саботаже подготовки к эпидемии – подготовку к оной борьбе он, мол, проваливает.

«Я не могу передвигать ноги властям. Я не могу заставлять работать Облздрав, командовать врачами, поднимать со стульев сотрудников ОГА и делать так, чтобы их штаб работал на самом деле, а не на бумаге. И не хочу!»– писал тогда Ставницер в Facebook. Ту же мысль и в тех же выражениях он позже повторил в большом интервью «Украинской правде». 

При этом Ставницер опроверг слухи о том, что таким образом пытается «свалить» губернатора, дабы самому сесть в его кресло. Хотя очевидно, что, переведя скандал в публичную плоскость, Ставницер преследовал некую цель. И вряд ли этой целью было содействие карьере Максима Куцего.

С какой бы целью Ставницер ни планировал свой демарш, закончился он вряд ли так, как он ожидал: через месяц с небольшим бизнесмен заявил, что возглавляемый им волонтерский штаб в Одессе прекращает работу – дескать, сделали что могли, причем сам Ставницер за эти месяцы якобы потратил на борьбу с ковидом 139 миллионов гривен.

Говорили даже, что эскапада Ставницера подпортила его отношения с президентом. Однако судя по тому, что вскоре после этого Зеленский снял санкции с Федорычева, о чем мы писали выше, а в июле посетил ТИС с официальным визитом, слухи эти были преувеличены.

Фото: president.gov.ua

Ставницер и DELFI

Поучаствовал Андрей Ставницер и еще в одной истории – в эпопее с эвакуацией танкера DELFI c волнореза в районе пляжа «Дельфин». Именно буксиры P&O Maritime Ukraine пытались «сдернуть» судно с волнореза, а Ставницер принимал участие в пресловутой экскурсии Владимира Зеленского к судну на борту военного катера во время визита президента в Одессу. На тот момент официальной датой окончания операции было 20 июля, но уже было ясно, что в эти сроки не уложатся, и президент просил справиться хотя бы до начала августа.

Ставницер подробнейшим образом освещал ход работ на своей страничке в Facebook, но на практике дело шло так себе: несколько попыток отбуксировать DELFI потерпели неудачу, и от плана вынуждены были отказаться. Отказались и от участия в операции P&O Maritime Ukraine. По сути, дело сдвинулось с мертвой точки после подключения к операции ООО «Краншип» и «Бруклин Киев», а точнее, владеющего обеими компаниями бизнесмена Андрея Иванова. 

Иванов публичностью Ставницера не отличился, отчетов в соцсетях тоже не писал, громкими обвинениями не бросался. Тем не менее весь процесс у его компаний занял месяц – с 11 августа (момент подписания договора с АМПУ) по 11 сентября (когда DELFI благополучно утащили в Черноморск). Что стало очередным подтверждением того, что эффектность и эффективность – далеко не синонимы.

Похожие статьи

От «Таврии» до «Точки» // Кому принадлежат сети одесских супермаркетов
От «Таврии» до «Точки» // Кому принадлежат сети одесских супермаркетов

Продуктовый ритейл в Одессе – это завидный бизнес со стабильной многомиллионной прибылью. Ведь по статистике…

Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта
Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта

Кауфман и Грановский – известный дуэт на одесской бизнес-сцене. Именно им принадлежит Одесский аэропорт, исторические…

От мемуаров до виноделия // Чем занимаются сейчас бывшие одесские губернаторы
От мемуаров до виноделия // Чем занимаются сейчас бывшие одесские губернаторы

Многие топ-чиновники после проведенных на высоких должностях лет уходят в политическое небытие. А для некоторых,…

От «Южного» до «Северного» // Кому принадлежат одесские продовольственные рынки
От «Южного» до «Северного» // Кому принадлежат одесские продовольственные рынки

В миллионном городе продуктовые базары – это внушительный оборот налички, который практически невозможно учитывать и…