🏛 Архитектура

Что происходит с большим паровозным цехом на «Краяне» // История и перспективы памятника архитектуры

Что происходит с большим паровозным цехом на «Краяне» // История и перспективы памятника архитектуры

Одесский архитектор показал, как может выглядеть большой паровозный цех «Краяна» после реставрации. А мы впечатлились увиденным и решили разобраться, что сейчас происходит с великолепным памятником архитектуры и есть ли у него хоть малейшие шансы на новую жизнь.

Крутейшие визуализации знакового в истории Одессы здания вагоноремонтных мастерских барона Унгерн-Штерберга, что на территории бывшего завода «Краян», появились накануне на Facebook-странице одесского архитектора Стефана Гуртового. Они показывают, как могло бы выглядеть полуразрушенное строение, если бы его отреставрировали. И было бы это так👇

Увы, реальность сурова, и сейчас прекрасный образец промышленной архитектуры XIX века стоит практически полностью разграбленным и разрушенным. Его уже много лет пытаются продать, но желающих приобрести столь проблемную недвижимость не находится. 

Активное объявление о продаже цеха мы нашли даже сегодня на одном из профильных сайтов по продаже недвижимости. В нем указано, что здание общей площадью почти 4 тыс м² продается с возможностью реконструкции под 4-этажное админздание с подвалом и мансардой. В фантазиях собственника памятника архитектуры площадь помещений можно увеличить таким образом до 17 тыс м².

Так почему же никто до сих пор не отхватил себе столь заманчивый объект и не сделал там какую-то бомбу-ракету? Первая проблема, которая ждет потенциального инвестора – это локация. Во-первых, территория бывшего завода «Краян» – это фактически одна большая полузаброшенная промзона без открытого доступа к ней. На остатках производственных мощностей завода функционируют несколько предприятий и складов, которые затрудняют доступ к архитектурному шедевру авторства архитектора Тодорова. Такое серое уродство из профнастила нужно либо сносить, либо мириться с неприглядным соседством. 

Во-вторых, вагоноремонтный цех зажат в кольцо из двух железнодорожных веток, по которым регулярно курсируют поезда. То есть о полноценной транспортной развязке можно и не мечтать без серьезных денежных вливаний. Но и в таком случае от шумного соседства с железной дорогой никуда не деться, что значительно ухудшает инвестиционную привлекательность сооружения.

В объявлении риелторы отмечают, что есть возможность подключения цеха к коммуникациям от соседних предприятий, на территории которых и находятся вагоноремонтные мастерские. То есть на сегодняшний день любые коммуникации там вообще отсутствуют. Новому собственнику пришлось бы с нуля проводит свет, воду и канализацию, столкнувшись с двумя вышеперечисленными проблемами. 

Отсюда и абсолютно смешная для одесского рынка коммерческой недвижимости цена за объект исторического наследия – 195 тыс баксов. 

Такой цена была и в 2020-м году, когда объявление о продаже увидел одесский ресторатор Алекс Купер. Он кинул в ФБ клич о выкупе строения для восстановления и открытия в нем «крутого пространства». Необходимая сумма была собрана за несколько часов, но дальше «Фейсбука» дело не пошло из-за вышеуказанных причин.

Фактически красивейший по архитектуре вагоноремонтный цех стал заложником своей локации, и каких-то перспектив на развитие у него мало. Нынешний владелец завода «Краян» – фирма «Инвест-Групп», связанная с экс-нардепом Алексадром Дубовым, выкупила весь имущественный комплекс завода в 2010 году. До сегодняшнего дня владелец не предпринял никаких шагов для сохранения архитектурного наследия, которое досталось ему вместе с другой недвижимостью закрывшегося завода.

Более того, за десятилетие владения комплексом собственники умудрились практически уничтожить его до камня. В 2011 году цех охватил масштабный пожар, после которого здание лишилось крыши.

Остались только кирпичные стены и невероятно красивые металлические конструкции: опоры, балки и перекрытия. Затем в 2015-2016 годах все металлические элементы были попросту распилены на металлолом, включая ажурные чугунные лестницы. Сегодня от бывшей красоты остался только кирпичный каркас.

Историческая справка

Большой паровозный цех вагоноремонтных мастерских барона Карла Карловича Унгерн-Штернберга был построен в 1883 году архитектором Аркадием Тодоровым (автор корпусов Нового рынка, Алексеевской церкви и многих других зданий в городе) и является памятником архитектуры местного значения.

В этом месте зарождалась транспортная история Одессы, ведь именно барону Унгерн-Штернбергу было поручено соединить город железной дорогой сначала с Балтой, а затем с Кременчугом и Харьковом. Он строил Кишиневскую и Балто-Елисаветградскую линии железной дороги. Именно барон возвел первый мост через Днестр в Бендерах и одесский Горбатый мост, некоторое время носивший имя «Бароновский». Для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и появились вагоноремонтные мастерские.

С приходом советской власти мастерские продолжали свою работу по прямому назначению до 1930 года. Тогда предприятие было преобразовано в краностроительный завод имени Январского восстания.

С этого началась легендарная история флагмана тяжелого краностроения СССР. Именно в Одессе был создан первый советский кран «Январец-1». В годы II мировой войны в цехах «Краяна» строили бронепоезда, выпускали минометы, ремонтировали танки и даже делали свои – знаменитые одесские танки из тракторов «На испуг» (один такой бронетрактор стоит в Серединском сквере на пересечении Мясоедовской и Разумовской).

В послевоенное время завод был восстановлен и наращивал производство тяжелых кранов.

После развала Союза завод был приватизирован, и еще какое-то время работал на максимальных мощностях. В 1995 году на нем работали 5000 человек, а в 2000-м осталось уже всего 1303 работника. В 1999 году завод смог произвести всего 4 крана, в этом же году началась процедура его банкротства, результаты которой видны сейчас – все распродано, разрушено и разграблено.

Без должного ухода и обслуживания строения приходят в негодность и разрушаются. В 2015 году стена одного из цехов рухнула прямо на железнодорожные пути, ведущие к одесскому вокзалу. Обвалившуюся стену не заметил машинист поезда «Интерсити» и влетел в груду камней – пострадала ходовая часть и кузов поезда, но обошлось без пострадавших. Аварийное строение пришлось разобрать, чтобы не парализовать  ж/д сообщение с городом.

Похожие статьи