💰 Бизнес🕶 Персоны

Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта

Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта

Кауфман и Грановский – известный дуэт на одесской бизнес-сцене. Именно им принадлежит Одесский аэропорт, исторические гостиницы «Лондонская», «Бристоль», «Пассаж» и столичный «Президент-отель». А также табачная империя «Тедис», которая поставляет на рынок большинство продаваемых в Украине сигарет. 

В прошлом в совместные активы Кауфмана и Грановского входил также деловой журнал «Фокус», ликеро-водочный завод, который выпускал водку «Мягков», региональный телеканал «Риак» и разорившийся «Финбанк». Бизнесмены также имеют отношение к «Платинум банку» – тоже, впрочем, разорившемуся.

Популярный в нулевые бренд водки «Мягков» был продан российской компании «Синергия» еще в 2008 году. Эксперты оценивали сумму сделки в $70−100 млн. В том же году Кауфман с Грановским полностью вышли из алкогольного бизнеса, продав Одесский завод шампанских вин итальянскому производителю Gruppo Campari.

А вот табачная компания «Тедис» за 11 лет своего существования вымахала в одного из крупнейших украинских дистрибьюторов с львиной долей рынка сигарет в Украине и не раз обвинялась в злоупотреблении монопольным положением. Именно через эту компанию табачные изделия самых ходовых брендов попадают в Украину, где через 35 региональных отделений продаются десяткам тысяч розничных компаний. Кроме того, «Тедис Украина» является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране и имеет штат в 2 500 сотрудников. 

Эта табачная империя – самый крупный и самый скандальный актив бизнес-тандема Кауфмана и Грановского. Уже 5 лет с компанией судится Антимонопольный комитет Украины, пока без особого успеха. Еще в декабре 2016 года в АМКУ постановили, что в 2013-2015 годах фирма «Тедис Украина» злоупотребляла монопольным положением c завидной долей своего продукта на табачном рынке страны в 99%. Это явилось основанием для того, чтобы оштрафовать компанию на 431 млн грн, которые владельцы «Тедиса» выплатили до 2020 года. 

Кроме штрафов фирму обязали соблюдать закон, разобраться в экономической конкуренции, устранить причины нарушений и отчитываться ежемесячно в течение трех лет. Однако эти условия так и не были выполнены в полном объеме, из-за чего в сентябре 2019 «Тедис» оштрафовали на баснословные 3,4 млрд грн. 

Ситуацию спас дружелюбный к монополистам Верховный суд, который счел штрафы против «Тедис» неправомерными и отменил их. Вместо миллиардных взысканий в начале июня 2021 казна получила несчастные 72,8 миллиона.

Умение договориться везде и со всеми помогло Кауфману и Грановскому заиметь себе в пул такое важное стратегическое предприятие, как Одесский аэропорт. Во многом это стало возможным благодаря дружбе бизнесменов с сыном тогдашнего президента Виктора Януковича Александром. Злые языки говорят, что инструкции насчет беспрепятственной передачи аэропорта бизнесменам тогдашний мэр Алексей Костусев получал непосредственно из Администрации президента как не подлежащие обсуждению.

В 2011 году Одесский горсовет совместно с ООО «Одесса аэропорт Девелопмент» создали компанию «Международный аэропорт “Одесса”». За все имущество аэропорта город получил в новой конторе какие-то 25% и обещание построить новый терминал и взлетку. Остальные 75% отошли офшорным структурам, контролируемым группой компаний «Вертекс Юнайтед» Кауфмана и Грановского. 

Через 5 лет, в 2016-м НАБУ начало расследование по делу о незаконной приватизации Одесского аэропорта. Следствие считает, что чиновники мэрии, создавая ООО «Одесса аэропорт Девелопмент», вступили в сговор с руководством «Международного аэропорта “Одесса». Из-за прокрученной ими финансовой схемы город недополучил в бюджет свыше 100 млн грн. 

В марте 2018 года НАБУ наложило арест на все имущество аэропорта, принадлежащее структурам Кауфмана и Грановского, а позже передало его в управление Нацагентству по вопросам управления активами (АРМА). Разумеется, все это время частные владельцы ⅔ аэропорта через суды пытались вернуть себе свое. И это им удалось – в ноябре 2018-го Соломенский суд Киева отменил передачу контрольного пакета аэропорта АРМА, вернув все на круги своя. 

Уже в декабре 2020 года Госавиаслужба выдала сертификат эксплуатанта аэропорта частному ООО «Международный аэропорт “Одесса”», а не коммунальному предприятию, как раньше. В общем, похоже, что нынешние власти Украины против перехода аэропорта под контроль частников ничего не имеют.

Кстати, директором КП «Аэропорт “Одесса”» является Ольга Макогонюк, которую осенью избрали в депутаты горсовета от «Доверяй делам». Таким образом Кауфман и Грановский завели своего человека в команду Геннадия Труханова, которого, по слухам, они сейчас и спонсируют. Еще один человек из их окружения, юрист Лариса Бакаянова (была помощником Грановского во времена его нардепства) вошла в состав исполкома горсовета. Такой посев подконтрольных олигархам персон в аппарате городской власти дает им возможность беспрепятственно вести дела в городе. 

Впрочем, крепкая финансовая «дружба» роднит Кауфмана и Грановского не только с городской властью, но теперь и с областной. Связано это с назначением на пост губернатора Сергея Гриневецкого, чьи «рабочие отношения» с героями нашего материала зародились еще в начале 2000-х. Говорят, именно Гриневецкого Кауфман с Грановским предлагали назначить Януковичу на пост губернатора после увольнения Матвейчука, но что-то пошло не так. 

Недавно принадлежащие Кауфману и Грановскому отели «Бристоль» и «Пассаж» попали в список объектов, получивших лицензию на открытие казино. Так что к их интересам кроме аэропорта, гостиниц и табака скоро добавится и игорный бизнес.

Похожие статьи