🛡 Военное положение💰 Бизнес

Военное положение // Что происходит с экономикой в Одессе и Украине

Военное положение // Что происходит с экономикой в Одессе и Украине

Военные сводки забили все новостные ленты – Буча, Гостомель, Киев, Мариуполь. Между тем мало кто пишет о том, что происходит с экономикой как в Одессе, так и в Украине и в мире. А ведь «деньги – это кровь войны» – цитата, которая приписывается разным классикам.

8NEWS решили разобраться, что же происходит с экономикой. К сожалению, по объективным причинам большинство экспертов сейчас недоступно. Что касается ситуации в Одессе, можно сказать, и не обладая сильными познаниями, что бизнес остановился.

Множество людей осталось без работы. Остановились все или почти все крупные стройки. И, скорее всего, дело не только в неопределенности. Мы пообщались с сотрудником одной из крупнейших строительных компаний Одессы. По его словам, тут целый набор проблем. Во-первых, небезопасна сама работа на стройке – туда может «прилететь» или снаряд зацепит здание. Вторая сложность – передвижение по городу, ведь рабочим и инженерам надо успеть добраться на стройку и затем домой вне комендантского часа. При этом часть людей живет в пригородах или сама стройка может быть на окраине. Проблема номер три – купить и доставить в Одессу стройматериалы.

Есть и четвертая проблема. «Стройка работает не сама по себе, а в связке с офисными работниками. Это менеджеры, сметчики и проектировщики. Часть этих людей уже не в Украине, и многие вопросы удаленно решать невозможно. Грубо говоря, в целой экосистеме есть пробелы», – рассказал наш собеседник.

По поводу стройматериалов мастер по ремонту поведал 8NEWS следующую историю. Он уже три недели сидит без работы, и причина не в отсутствии клиентов – они как раз есть. Дело в том, что строительные материалы купить почти невозможно. В «Эпицентре» остался премиум-сегмент. Строительный рынок на Малиновского закрыт, но по звонку оттуда выносят необходимые заказы. Есть только то, что осталось, новых поставок нет. Одному мастеру понадобилось 10 кв. м. плитки для ремонта квартиры, а нужной было всего три с половиной квадрата, так что за заказ он не взялся.

О рынке недвижимости от одесского риелтора: «Все стоит. Реестры закрыты. У меня две сделки должны быть, и ждем открытия реестров. Некоторые горячие головы, которые хотят быстрее продать свою недвижимость и уехать навсегда, пытаются оформить сделки через генеральную доверенность. Но тут есть риски, и покупатели очень редко на это соглашаются. По аренде тоже все плохо. Очень много квартир освобождается, а найти новых арендаторов почти нереально».

Закрыт и радиорынок, а также крупные магазины компьютерных и фототоваров, вроде «Папарацци», «Подорожника», «Галактики» и «ТиД». Или, как минимум, работают они с большими перебоями. Проблема та же – нет поставок. Любой мелкий ремонт телефонов и ноутбуков теперь сопряжен с большими проблемами – «Вы заходите, когда все закончится, нету сейчас аккумуляторов для ноутбуков…», «У меня из девяти поставщиков только два работают» и так далее. Но если приехать на радиорынок, можно погулять по его периметру. Если вам повезет, вы найдете армянский магазинчик и обаятельные восточные люди с ног собьются, но постараются вам помочь.

Остальное – остатки на OLX и знакомства. То есть все это уже несколько напоминает советский дефицит. Надо иметь знакомого мастера и найти нужные детали. Такая же ситуация с ремонтом авто – один мастер уехал в Кишинев, второй отключил телефон, а третий говорит, что деталей нет.

Объясняется это все просто. Мариуполь в осаде, и Украина в целом потеряла контроль над побережьем Азовского моря. Украинские порты от Николаева до Измаила заблокированы россиянами, то есть морские грузовые поставки туда не осуществляются.

Воздушное пространство страны закрыто для гражданских рейсов, и остаются поставки через Молдову и западную границу. Как рассказал 8NEWS один из перевозчиков, грузы он сейчас гонит в Варшаву самолетами или по суше, после чего их машинами везут на украинскую границу и далее. На границе особо не цепляются. «Груз как шел, так и идет, растаможить можно. При правильном оформлении документов проблем не возникает. Другой вопрос, что в Украине его клиенты забирать не торопятся. Да и везем мы еще старые заказы. Новых клиенты не дают. Сейчас мы довозим те грузы, которые у нас на складах лежали. Многие фирмы-перевозчики вроде нашей вообще закрылись», – объяснили 8NEWS.

Проблемы коснулись и тех, кто регулярно зарабатывали своим тяжелым трудом тысячи и десятки тысяч долларов и тратили их  в Одессе, – моряков и программистов. Моряки просто не могут уйти в рейс, а многие не могут вернуться.

Вот слова одного из родственников одесского «водоплавающего»:

«Моряки не возвращаются. Продлевают рейсы и вывозят семьи. Моряк один пришел из рейса и поехал к родным в Приднестровье, семья приехала туда же, через месяц вроде должен снова в рейс уйти. Ребята знакомые на круизных лайнерах работают, были как раз между рейсами, но рванули в первые же дни через Паланку и уже в рейсе».

А вот что поведал 8NEWS один из одесских программистов:

«Из нашего офиса уже четверть примерно уехала за границу, кто-то еще в другие города Украины. В других местных компаниях, из тех, что знаю, уехала примерно половина программеров. Но многие из тех, кто уехал, хотят вернуться, когда станет тихо. Айтишникам легче всего – работать можно отовсюду. Но многие парни не успели выехать в первые дни, и девушки/семьи остались с ними. В ряде компаний для родственников сотрудников предлагают релокейшн – эвакуационные рейсы.  Многие фирмы по-другому делают – компенсируют на тысячу долларов затраты на переезд/проживание. И платят зарплату тем, кто не может работать.  Работа есть у тех, у кого иностранные проекты. Многие пишут в наших чатах, что работают всего часа по четыре в день – из-за стресса».

Добавьте проблемы с топливом. Одесса тут – островок цивилизации и стабильности. Еще недели две назад автомобилисты жаловались, что при поездке в глубинку в салоне надо возить с собой цистерны с запасом, как в девяностые – АЗС или стояли пустыми, или предлагали такой бензин, что заливать его в машину было страшно. Судя по всему, с того времени ситуация сильно не улучшилась.

До войны минимум 40 процентов бензина и 60 процентов дизельного топлива в нашу страну шли из России и Беларуси, сейчас эти поставки прекратились. Часть крупных хранилищ ГСМ уничтожена российскими авиаударами. Логистические цепочки сейчас переориентируются на поставки из Восточной Европы. Вскоре начнется посевная, и дизельного топлива нужно будет очень много. Тут есть технические проблемы – железнодорожная колея в Украине по ширине отличается от польской, и у всех вагонов и цистерн на границе надо менять колесные пары.

О ситуации в целом по Украине – все тоже плохо. Ряд областей охвачены войной, часть территорий вообще выпала из-под украинского контроля.

Прямые единовременные потери для Украины из-за вторжения Российской Федерации превышают 500 миллиардов долларов – такие данные привел премьер-министр Денис Шмыгаль.

Есть и расчет цены одного дня войны – это 50 миллиардов долларов, это считали по процентам потерянного ВВП.

Ко всему этому добавьте нарушенные логистические цепочки, массовую миграцию трудоспособного населения из Украины и резкий скачок инфляции. Плюс проблемы у банков. Банковская система благодаря усилиям НБУ работает, но кредитование бизнеса полностью или почти полностью остановилось.

Кроме того, банки решили не требовать от клиентов вносить обязательные платежи по кредиту и насчитывать им проценты за то, что займы не погашаются. Действовать это будет в среднем до первого июня.

Правительство прилагает усилия для того, чтобы экономика хоть кое-как, да работала – президент Владимир Зеленский вроде планирует отменить акциз на топливо, а налог на прибыль и НДС заменить налогом в два процента на оборот. Вводят и упрощенный учет для малого бизнеса, для первой и второй группы ФОПов уплату единого налога хотят сделать  добровольной.

ФОПовцы не один месяц боролись за то, что им оставили «упрощенку», а не загоняли в прокрустово ложе регулирования с РРО-терминалами. Не было счастья, да несчастье помогло. Похоже, только война могла сподвигнуть украинские власти на решительные экономические реформы.

Альтернатива этим реформам – только перевод экономики на рельсы военного времени, то есть, условно говоря, к аналогу режима СССР 1942 года. Продуктовые карточки, «Все для фронта, все для победы!», ну и заодно – хотя бы временный переход стратегических предприятий под госуправление. К этому руководство страны пока не готово.

Министр финансов Украины Сергей Марченко в интервью украинскому Forbes сообщил следующе: «На долю 10 областей, где идут боевые действия, приходится половина ВВП. Самый важный участок – Харьков, Киев и Мариуполь, которые вносили очень существенный вклад в ВВП. Многие логистические цепочки полностью разорваны, многие предприятия уничтожены физически, некоторые не могут работать в режиме войны, много работников просто уехали». 

И добавил: «На таможне мы собираем от силы 15% поступлений мирного времени. Несмотря на то что Одесса не оккупирована, одесская таможня не функционирует, а она приносила до 20% поступлений. Киевская таможня тоже остановилась, функционирует только западное направление».

Говоря о ситуации с мировой экономикой, нужно начать с того, что она только оправилась от пандемии COVID-19 и страдает от дефицита полупроводников. Заметнее всего для западной публики это было в новостях о том, что вышедшая больше года назад приставка Sony Playstation 5 до сих пор является дефицитом. Обвиняли в этом и COVID-19, и Китай, и рептилоидов, но факт оставался фактом – полупроводников не хватает. А это не только игровые приставки от Sony, телефоны и ноутбуки от Apple, но и «умная» начинка для электроники современных авто.

Прибавились и топливные проблемы. Спотовые цены на газ на биржах еще в прошлом году били рекорды, а если Европа все-таки согласится вообще не покупать энергоносители у России, ставки взлетят до максимальных. К этому добавляются и другие геополитические риски, например, из-за возможного конфликта США с Ираном.

Похожие статьи

Возможное вторжение // Как информационная шумиха повлияла на морские и воздушные перевозки, доллар, бензин и рынок недвижимости
Возможное вторжение // Как информационная шумиха повлияла на морские и воздушные перевозки, доллар, бензин и рынок недвижимости

Ситуация с предполагаемым вторжением в Украину уже дала свои результаты. Будет вторжение или нет, хилая…

От «Таврии» до «Точки» // Кому принадлежат сети одесских супермаркетов
От «Таврии» до «Точки» // Кому принадлежат сети одесских супермаркетов

Продуктовый ритейл в Одессе – это завидный бизнес со стабильной многомиллионной прибылью. Ведь по статистике…

Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта
Кауфман и Грановский // Что мы знаем про хозяев «Лондонской», «Бристоля», «Пассажа» и Одесского аэропорта

Кауфман и Грановский – известный дуэт на одесской бизнес-сцене. Именно им принадлежит Одесский аэропорт, исторические…

Кто и за сколько арендует одесские пляжи // «Дельфин» и «Отрада»
Кто и за сколько арендует одесские пляжи // «Дельфин» и «Отрада»

В продолжение цикла об аренде одесских пляжей публикуем инфу о том, кто арендует песочек на…