📌 Одесская область🚎 Транспорт🛣 Инфраструктура

Дорога раздора // Автодор взялся за старый проект объездной в обход Сухого Лимана // Громада предлагает свое решение

Дорога раздора // Автодор взялся за старый проект объездной в обход Сухого Лимана // Громада предлагает свое решение

В начале июля Служба автомобильных дорог в Одесской области (САД) объявила сразу четыре тендера на корректировку старого проекта строительства объездной дороги в обход Сухого Лимана, что Таировской ОТГ. Реанимировать важный инфраструктурный проект – безусловно, хорошая идея, поскольку поселок Сухой Лиман десятилетиями страдает от перегруженного трафика фур. Но руководство этой громады внезапно выступило против такого хода событий. Рассказываем, почему местные против и что не так с проектом по их мнению.

По задумке строительство 7-километрового участка новой дороги позволит соединить между собой дороги государственного значения М28 «Одесса – Южный» и М27 «Одесса – Черноморск». На государственном уровне реализация этого проекта улучшит транспортную развязку, усилит грузооборот, оживит транзитное и местное автосообщение. Жителей Сухого Лимана, через который сейчас проходит основная дорога в порт Черноморска, это избавит от бесконечного потока фур через населенный пункт, прекратится разрушение домов и улиц от перегруза, а также значительно улучшится экологическая обстановка в поселке.

15 лет назад разработали проект, его реализация была разбита на 4 этапа. Поэтому сейчас корректировать каждый будут отдельно, а обойдется это государству в 14,8 млн грн. В 2007 году дорогу даже начали строить, но затем из-за отсутствия финансирования стройка остановилась По самым оптимистичным прогнозам САД, при наличии финансирования строительство может начаться только в 2025 году. Если при поддержке Одесской ОГА удастся ускорить вопрос отчуждения земли и коммерческих объектов – в 2023 году.

Однако, руководство Таировской ОТГ, по территории которой по проекту должен пройти 4-километровый участок этой трассы, выступило против строительства. По мнению секретаря Таировского поселкового совета Александра Орлова, возобновление работ по устаревшему проекту на сегодня невозможно и идет вразрез с интересами громады.

За то время, пока проект дороги был заморожен, территория ушла в частные руки. Сейчас земли сельхозназначения распаеваны, на пути дороги также находится заправка и рынок. По словам чиновника, на выкуп земли и коммерческих объектов у частников дорожники заложили смехотворные суммы, которые не соответствуют рыночным реалиям. На выкуп АЗС и рынка, к слову, планируется выделить по 1 млн грн.

Таировский поссовет не ограничился только критикой, но и изначально активно включился в переговорный процесс, когда в феврале этого года был поднят вопрос реанимации старого проекта дороги. Громада предложила свое видение дальнейшего развития проекта и даже подала в САД свои наработки, как его изменить с учетом сложившейся ситуации. Но все предложения были отвергнуты дорожниками – строить хотят по старому проекту.

«Мы предложили свой вариант прохождения дороги, но Укравтодор не пошел нам навстречу и пытается реализовать старый проект. На мой взгляд, это чистое списание денег и полное игнорирование позиции громады в решении этой проблемы», – отметил Орлов в комментарии местному изданию «Наш район».

После сравнения двух вариантов прохождения дороги по территории Таировской ОТГ, формальными причинами отказа от проекта громады стали увеличение протяженности дороги до 4900 м (вместо 4350 м по проекту САД), удорожание общей стоимости строительства до 1,183 млрд грн (вместо 1,05 млрд у САД), увеличение затрат на эксплуатационное содержание дороги до 24,5 млн за 10 лет (вместо 21,75 млн), увеличение площади отчуждаемой земли до 32,4 га (вместо 28,8 га по проекту САД). Также существенным минусом проекта, предложенного громадой, глава САД Дмитрий Рыбалка считает появление перекрестка с радиусом 90 градусов на пересечении новой дороги и трассы М27.

При этом при сравнении двух проектов в Службе автодорог признали большую привлекательность идеи Таировской ОТГ в части отсутствия необходимости выкупать коммерческую недвижимость. Поскольку руководство громады предлагает проложить дорогу немного дальше – по неиспользуемым землям института Таирова вдоль лесопосадки. И хоть площадь земли под выкуп больше на 3,6 га, но в САД признали, что стоить она будет меньше – 4,4 млн грн вместо почти 7 млн грн по проекту Укравтодора.

Минусами проекта громады в Службе также считают непонятно откуда возникшее увеличение срока строительства дороги на 12 месяцев из-за более длительного процесса выкупа земли. Дорожники уверены, что смогут договориться о выкупе с десятками собственников земельных участков Авангардовской и Таировской ОТГ за 24 месяца, а по проекту ОТГ на это якобы понадобится аж 36. Также минусом проекта ОТГ в САД считают необходимость произвести вырубку зеленых насаждений лесопосадки (хотя громада предлагает проложить дорогу вдоль нее, а не вместо нее) и виноградников на площади 7 га (по проекту САД надо срубить 6,94 га, то есть всего на 0,06 га меньше). 

Смехотворным и не выдерживающим никакой критики является аргумент Службы автодорог в пользу старого проекта, что, мол, перед строительством будут убраны стихийные свалки на землях, подпадающих под застройку. А если идти по предложенному громадой пути – вопрос ликвидации свалок остается открытым.

Александр Орлов, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит, что в Автодоре не заинтересованы в реальном появлении дороги, а лишь имитируют процесс бурной деятельности. Мнение громад, по чьим землям пройдет новая дорога, не учитываются, это объясняется государственными интересами. При этом на корректировке старых проектов кто-то неплохо заработает, уверен чиновник.

Аналогичную точку зрения выразил у себя на Facebook-странице и депутат Таировской ОТГ Андрей Сафроненков:

«Появление дороги, как видим ее мы, даст возможность развиваться придорожной инфраструктуре и принесет налоги в бюджет ОТГ. То, что якобы собираются строить, не что иное, как попытка освоить бюджетные деньги. Думаю, проектирование будет сделано, а с учетом нереальности указанных цифр проект станет опять лет на 15 как прошлый».

Несмотря на явное подыгрывание со стороны дорожников в пользу устаревшего проекта, руководство ОТГ и депутатский корпус обещают продолжить отстаивать свою позицию и добиваться учета интересов громады при строительстве дороги.

Следует отметить, что Таировская громада не единственная, где возникла конфликтная ситуация с Автодором. В Красносельской ОТГ, через чьи земли должен пройти новый участок одесской Объездной дороги, также не согласны с дорожниками. Последние предлагают проложить дорогу вдоль Куяльницкого лимана. Экологи и жители ОТГ считают, что это навредит экологии водоема, а также может привести к его исчезновению.

Похожие новости

Масштабный провал на Пироговской // На месте работают коммунальщики
Масштабный провал на Пироговской // На месте работают коммунальщики

Десятиметровая яма, больше похожая на портал в другое измерение, выросла из провала на проезжей части…

На 10-й Фонтана размыло асфальт // Часть дороги обвалилась
Фото
На 10-й Фонтана размыло асфальт // Часть дороги обвалилась

Спуститься на нижнюю парковку на 10-й Фонтана на машине с низким клиренсом в ближайшее время…

На площади Толбухина искупали велодорожку и установили столбики
Фото
На площади Толбухина искупали велодорожку и установили столбики

На площади Толбухина коммунальщики закончили установку сигнальной тумбы со светоотражающими элементами и направляющими столбиками.  Об…

На площади Толбухина сломался трамвай // Движение на круге затруднено
Видео
На площади Толбухина сломался трамвай // Движение на круге затруднено

Посреди площади Толбухина сломался трамвай 3-го маршрута. Вагон остановился на пересечении рельс с проезжей частью…